Наверх

Есть вопросы? Звоните!
+7 953 952 44 19
ГлавнаяО йогеВосемь ступеней йоги
ЗАПИШИСЬ!

Узнай первым о наших
событиях, новостях, акциях!
МЕНЮ
АКЦИИ
Приведи друга - получи подарок!

Восемь ступеней йоги

В основе почти всех современных видов йоги лежит философии мудреца Патанджали, жившего в Индии (по некоторым источникам) за 200 лет до нашей эры. Патанджали изображают в виде статуи мужчины с хвостом, свернутым кольцом. Голову венчает корона в виде змеи с семью головами. В индийской традиции это означает бесконечность. Две руки Патанджали сложены в молитве, представляя медитацию, в двух других — светящийся диск и раковина. Раковина напоминает о занятиях йогой, а светящийся диск представляет колесо времени или закон причины и следствия. Одна половина лица Патанджали улыбается, вторая остается серьезной. Патанджали известен как основатель йоги. Именно он оставил 196 афоризмов, которые называют сутрами йоги. Они систематизируют различные принципы и практики йоги, представляя их в виде краткого, понятного текста. Эти афоризмы относятся ко всем аспектам жизни, начиная с правил поведения и заканчивая тем, как человек видит свое подлинное «я». Патанджали показывает, как с помощью йоги мы можем изменить себя, получить контроль над нашим разумом и эмоциями, преодолеть препятствия на пути к духовному просветлению и достичь цели йоги.

Согласно Патанджали, йога  - это " читта вритта ниродхи" (прекращение деятельности сознания), тогда Зритель пребывает в собственной форме ("йога-сутры", глава 1, афоризмы 2-3). А всё остальное - путь или метод, чтобы добиться этого состояния. Этот путь состоит из восьми ступеней. Каждая из них особая, но все они являются элементами единого целого. Соединяясь, эти восемь ступеней образуют истинную йогу.

  1. Яма (социальная дисциплина) 
    Пять универсальных законов включают в себя: ненасилие (или более широко - любовь ко всем живым существам) - основной принцип, все остальные его логическое дополнение; честность (правдивость), запрет воровства,сексуальное воздержание (некоторыми йогами трактуется как умеренность во всём) и свободу от желаний(и накоплений). Это кодекс этического поведения, которому необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы в обществе воцарились гармония и взаимопонимание.
  2. Нияма (личная дисциплина) 
    Пять принципов поведения человека включают соблюдение чистоты (разделяется на чистоту тела, слов, мыслей и желаний), удовлетворенность, самоограничение (аскетизм, так же трактуется, как рвение в практике),познание самого себя  (изучение соответствующей литературы) и преданность Богу. Если ямы относятся к общей морали, то нииямы представляют собой правила поведения человека, предполагающие физическую и психическую дисциплину.
  3. Асаны (позы) 
    Согласно Патанджали, «асана - есть устойчивая, удобная поза. И в ней практикуется пранаяма (глава 2, афоризмы 46 и 49)». Всё остальное разработанно позже, но теперь общеизвестно, что позы приносят стабильность телу и равновесие уму. Выполнение асан улучшает гибкость, возвращает жизненные силы и здоровье, активизирует работу внутренних органов (сердца, легких, почек, печени, селезенки, поджелудочной железы и т.д.). Но главное значение асан состоит в том, что они устанавливают связь между телом и разумом, чтобы их гармония позволила начать движение по пути от физического совершенства к духовному.
  4. Пранаяма (контроль дыхания) 
    Патанджали утверждает, что переходить к пранаяме можно только после того, как человек твердо усвоит асаны. Пранаяма позволяет снять напряжение в теле, успокаивает нервную систему и мысли.
  5. Пратьяхара (отстраненность и контроль над чувствами) 
    Этот уход чувств от предметов вожделения является связующим звеном между первыми четырьмя ступенями йоги и последними тремя. Следуя правилам универсальной и персональной этики (яма и нияма) и выполняя асаны и пранаяму, человек может обратить чувства внутрь себя и достичь состояния внутренней концентрации.
  6. Дхарана (концентрация) 
    После работы над телом с помощью асан, оттачивания ума через пранаяму и обращения чувств в себя пратьяхарой достигается шестая ступень — дхарана. На этой стадии разум находится в состоянии полнейшей сосредоточенности, он сконцентрирован на одной мысли или одной задаче, которая занимает его целиком. Чем дольше разум остается в этом состоянии сосредоточенности, тем сильнее он становится.
  7. Дхьяна (медитация) 
    Когда человек, занимающийся йогой, овладевает способностью надолго сосредоточиваться в стадии дхараны, он переходит на ступень дхьяны. В этом состоянии глубокой концентрации и непрерывной медитации мозг, тело и дыхание объединяются и становятся единым целым.
  8. Самадхи (самореализация) 
    Это кульминация овладения йогой, подлинное ощущение покоя и целостности. Подобное состояние разума составляет суть йоги, когда человек поднимается над чувствами в результате совершенства тела и ума. Тело и эмоции отдыхают, они как будто спят, мозг и разум бодрствуют, они активны, а окружающий мир отошел за пределы сознания. Первые четыре ступени (яма, нияма, асана и пранаяма) известны как хатха-йога (подготовительная часть) - дисциплина йоги. Они готовят тело, очищают разум и чувства, чтобы человек мог перейти к следующим ступеням (пратьяхаре, дхаране, дхьяне и самадхи), которые иначе называют знаниями йоги (или Раджа-йога). Патанджали говорит: «Изучение восьми ступеней йоги ведет к очищению тела, разума и интеллекта; огонь знания продолжает гореть, и пробуждается проницательность».

Требования современной жизни могут привести к стрессу, который, в свою очередь, приводит к болезням и тревоге. Хорошее здоровье — это гармония между телом, разумом и духом. Оно достигается сбалансированной диетой и упражнениями, а разум при этом должен оставаться свободным от стресса. В йоге асаны возвращают телу силы, пранаяма приносит состояние покоя. Это помогает освободить разум от негативных мыслей, появляющихся из-за сумасшедшего ритма современной жизни. Приятно сознавать, что йога предлагает проверенные временем методы восстановления здоровья и помогает жить в счастье и гармонии.

Расскажите о нас друзьям